ПАО «Отисифарм» объявляет результаты продаж за 9 месяцев 2015 года

02.11.2015

Москва, 2 ноября, 2015 – ПАО «Отисифарм» (далее «Отисифарм» и/или «Компания») объявляет результаты продаж за 9 месяцев 2015 года.

Справка о Компании

ОАО «Отисифарм» (с 10 декабря 2014 г. ПАО «Отисифарм») было зарегистрировано 23 декабря 2013 г. вследствие реорганизации ОАО «Фармстандарт» через выделение брендированного безрецептурного бизнеса в Компанию. Начиная с 1 апреля 2014 года «Отисифарм» приступила к самостоятельной операционной деятельности. С 30 декабря 2014 года акции Компании находятся в открытом обращении на Московской бирже.

ПАО «Отисифарм» занимает второе место по доле рынка в денежном выражении на российском фармацевтическом рынке безрецептурных препаратов, портфель компании представлен в наиболее значимых терапевтических категориях.

На сегодняшний день ПАО «Отисифарм» владеет исключительными правами на 27 торговых знаков. Портфель Компании представлен известными брендами:

Арбидол®, Пенталгин® Компливит® Флюкостат® Афобазол®, Коделак®, Амиксин®, Аципол®, Максиколд®, Риностоп®, Магнелис® В6, Ноопепт®, Асвитол®, Аскофен-П®, Некст®, Лактазар®, Селмевит®, Термикон®, Лактонорм®, Цикловита®, Цинокап®, Юнивит®, Нитрокор®, Неосмектин®, Кларисенс®, Спазмол®, Аэровит®.

Кроме продвижения на рынке собственных брендов, компания «Отисифарм» занимается маркетингом и продвижением лекарственных препаратов, чьи торговые марки принадлежат сторонним организациям: Лактофильтрум®, Фильтрум®, Микразим®, Динолак® и Тауфон®. Указанные препараты комплементарны текущему портфелю и позволяют компании наращивать экспертизу в соответствующих категориях.

Ключевые показатели продаж и события за 9 месяцев 2015 года

  • «Отисифарм» продемонстрировал 5%-ный рост выручки, которая в отчетном периоде составила 12,5 млрд. рублей против 11,95 млрд. рублей за 9 месяцев 2014 года;
  • Прирост выручки по Топ-10 препаратам Компании за 9 месяцев 2015 года составил 83 млн. рублей. При этом структура топ-10 брендов несколько изменилась: Компливит® поднялся на строчку выше, с 5 на 4 место по продажам, а Афобазол® и Флюкостат® уступили свои позиции;
  • Прирост выручки по Топ-15 препаратам Компании за 9 месяцев 2015 года составил 265 млн. рублей. При этом 10 препаратов из топ-15 показывают двузначную положительную динамику;
  • Рост продаж в 3 квартале 2015 года по сравнению со 2 кварталом 2015 года продемонстрировали препараты противопростудной группы: Арбидол® (+1,000%), Амиксин® (+256%), Коделак®(1) (+25%), Максиколд® (+204%);
  • Смежная по потреблению с противопростудными препаратами категория витаминов также показала положительную динамику 3кв.15/2кв.15;
  • Продажи витаминов для детей значительно выросли в 3 кв.2015 по сравнению со 2кв.2015 в связи с началом учебного года и стартом в сентябре национальной рекламной компании на ТВ. Так, продажи витаминов Юнивит® для детей (Юнивит® Кидс и Юнивит® Кидс с Омега 3 и холином) выросли на 212%, а витаминов для детей Компливит® (Компливит® Актив, Компливит® Актив жевательный, Компливит® Кальций Д3 и Компливит® Кальций Д3 форте) на 54%;
  • В июне 2015 стартовали продажи нового препарата Микодерил® (МНН: «нафтифин»), а в июле 2015 года состоялся выход кремовой формы этого препарата.

Ключевые показатели рынка за 9 месяцев 2015 года

  • За девять месяцев 2015 года объем розничного фармацевтического рынка России вырос на 10% и cоставил 530 млрд.руб (или 3,1 млрд. упаковок в натуральном выражении), сегмент безрецептурных препаратов розничного фармацевтического рынка России вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 290 млрд. рублей (в натуральном выражении 2,2 млрд. упаковок);
  • Средняя розничная цена за одну упаковку выросла на 22% и составила 133 рубля;
  • Средняя розничная цена за одну упаковку безрецептурных препаратов выросла на 19% и составила 130 рублей;
  • По итогам девяти месяцев 2015 года «Отисифарм» сохраняет лидерство в основных сегментах фармацевтического рынка России и является вторым игроком на российском рынке безрецептурных препаратов по объему выручки с долей рынка 4,7%;
  • «Отисифарм» имеет 2 бренда в TOP15 продукции общего розничного рынка России - Арбидол® и Пенталгин®. Так же, 5 брендов входят в TOP30 российских продуктов (Арбидол®, Пенталгин®, Компливит®, Амиксин®, Афобазол®).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОДАЖ

Лидеры портфеля – это продукты, находящиеся в активном продвижении, доля которых в общем объеме продаж Компании составляет 58% по данным 9 месяцев 2015 года (64% за 9 месяцев 2014 года). В эту категорию продаж попадают следующие бренды: Арбидол®, Афобазол®, Компливит®, Пенталгин®(1), Флюкостат®. По результатам 9 месяцев 2015 года объем продаж в данной категории снизился на 8%, что в основном связано с соответствующей рыночной динамикой снижения спроса в этих категориях. Несмотря на это, Компания занимает лидирующие позиции в соответствующих сегментах (№1 в болеутоляющей и противогрибковой категории, №3 в противопростудной категории).

Выручка от продажи препарата Арбидол® за 9 месяцев 2015 года снизилась на 12% в результате резкого снижения заболеваемости простудой и гриппом во 2 кв. 2015 года, что было компенсировано ростом продаж в 3 кв.2015 в связи с началом сезона простудных заболеваний. Кроме того, рост продаж Арбидола® в 3 кв. 2015 ко 2 кв. 2015 связан с запуском специально разработанной детской формы препарата - Арбидола® порошок для приготовления суспензии для приема внутрь - в третьем квартале 2015 года (в дополнение к выведенной на рынок в 1 квартале 2015 года новой форме Арбидола - Арбидол® Максимум). Такая форма выпуска представляет собой лекарственную форму препарата, разработанную специально для этиотропной терапии гриппа и ОРВИ у детей младшей возрастной группы. В отчетном периоде Компания представила промежуточные результаты клинического исследования АРБИТР, подтверждающего эффективность и безопасность препарата Арбидол® при лечении гриппа или ОРВИ. По состоянию на 30 сентября 2015 года Арбидол® продолжает быть №1 в нашем портфеле (16% выручки за 9 мес. 2015) и удерживать четвертое место в категории противовирусных препаратов по объему выручки с долей рынка 8,2%.

Пенталгин®(1) подтвердил свое безусловное лидерство среди анальгетиков - его доля рынка составила более 20%. Препарат Пенталгин®(1) удерживает вторую позицию в нашем портфеле (13% в выручке или 1,567 млн. рублей по результатам 9 мес.2015). Однако ввиду общей конъюнктуры рынка, Пенталгин®(1) продемонстрировал снижение продаж к аналогичному периоду прошлого года в размере 12,7%.

По результатам 9 месяцев 2015 года продажи препарата Компливит® выросли на 17% и достигли 1,160 млн. рублей, делая его тем самым 4-ым по объемам продаж препаратом в нашем портфеле (9% общей выручки). В июле 2015 года выведена на рынок новая формы выпуска - Компливит® таблетки №30, которая в том числе обеспечила рост продаж в семействе Компливит®.

Флюкостат® по результатам 9 месяцев 2015 года подтвердил лидерство в категории противогрибковых препаратов по объёму продаж в денежном выражении. По результатам 9 мес. 2015 года выручка от продаж Флюкостата® снизилась на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что соответствовало общему снижению объема продаж рыночной категории.

Афобазол®  - лидер в категории транквилизаторов/седативных препаратов по объемам продаж, показал снижение продаж на 9% за 9 мес.2015 года, что в основном связано со снижением объемов натурального потребления категории в целом.

Лидеры роста - бренды, с меньшей выручкой, находящиеся в активном продвижении, составляют 21% от выручки Компании по результатам продаж за 9 месяцев 2015 года (18% в аналогичном периоде прошлого года). Это такие препараты как Амиксин®, Аципол®, Магнелис® В6 и Некст®. Эта категория препаратов продемонстрировала значительный рост в 20% к аналогичному периоду 2014 года, а основными драйверами роста выступили Амиксин® и Магнелис® В6.

За 9 месяцев 2015 года продажи Амиксина® выросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Росту способствовал устойчивый спрос на препарат в 3 кв.2015 в связи с началом сезона простуды и гриппа. Амиксин® является 3-им по объемам продаж препаратам в портфеле Компании (доля 9% в объем объеме продаж за 9 месяцев 2015 года).

Продажи остальных препаратов в этой группе также показали положительную динамику за 9 месяцев 2015 года: Магнелис® В6 – рост на 40%, Некст® на 19%, Аципол® на 21%.

Небольшие бренды с потенциалом роста составляют 7% от общего объема продаж Компании за 9 месяцев 2015 года (4% в аналогичном периоде прошлого года). Выручка группы выросла на 68% за 9 месяцев 2015 года, а наибольший вклад в рост группы внес Риностоп (+ 226 млн. рублей), он же является и безусловным лидером роста в рамках группы (+92%). Остальные препараты также продемонстрировали впечатляющие результаты роста: Лактонорм® (+76%), Лактазар® (+75%), Цикловита® (+47%), Цинокап® (+36%) и Максиколд® (+30%).

Малые бренды с устойчивой долей рынка составляют 14% от общего объема продаж Компании за 9 месяцев 2015 года. Крупнейшим продуктом в этой категории по выручке является Коделак®(1), который продемонстрировал рост выручки на 24% . Значительный вклад в формировании выручки по этой группе внесли новые препараты Азитрокс ® (+62 млн.рублей) и Микодерил® (+44 млн.рублей), продажи которых стартовали во 2-ом квартале 2015 года.

Товары сторонних производителей за 9 месяцев 2015 года продемонстрировали 14%-й рост продаж к аналогичному периоду 2014 года. Рост был достигнут первую очередь за счет увеличения объема продаж бренда Микразим® (+ 137 млн. рублей или + 76%). По результатам 9 месяцев 2015 года Микразим® занял 4-ую позицию в своей категории благодаря правильно выбранной маркетинговой политике. Также росту группы способствовал рост объемов продаж бренда Тауфон® (лидер категории препаратов для лечения болезней глаз).

Структура выручки ПАО «Отисифарм», 9 мес. 2015 г. к 9 мес. 2014 г.

9 мес. 2014
(тыс. руб.)
% от общих продаж 9 мес. 2015
(тыс. руб.)
% от общих продаж Изменение
(тыс. руб.)
Изменение
(%)
СОБСТВЕННЫЕ БРЕНДЫ
Амиксин® 1 018 510 8,5% 1 171 076 9,3% 152 566 15,0%
Арбидол® 2 271 809 19,0% 2 004 408 16,0% -267 402 -11,8%
Аскофен-П® 132 027 1,1% 151 446 1,2% 19 420 14,7%
Афобазол® 993 485 8,3% 903 875 7,2% -89 610 -9,0%
Аципол® 505 371 4,2% 609 763 4,9% 104 392 20,7%
Азитрокс® 0 0,0% 61 529 0,5% 61 529 -
Гастрозол® 0 0,0% 5 069 0,0% 5 069 -
Коделак®(1) 375 171 3,1% 464 869 3,7% 89 698 23,9%
Компливит® 991 475 8,3% 1 159 748 9,3% 168 273 17,0%
Микодерил® 0 0,0% 44 385 0,4% 44 385 -
Лактазар® 19 458 0,2% 34 052 0,3% 14 594 75,0%
Лактонорм® 10 604 0,1% 18 703 0,1% 8 099 76,4%
Магнелис® 244 497 2,0% 343 249 2,7% 98 751 40,4%
Максиколд® 109 067 0,9% 141 528 1,1% 32 461 29,8%
Некст® 159 329 1,3% 188 833 1,5% 29 504 18,5%
Неосмектин® 68 831 0,6% 87 874 0,7% 19 044 27,7%
Ноопепт® 92 551 0,8% 122 385 1,0% 29 834 32,2%
Пенталгин®(1) 1 795 785 15,0% 1 567 365 12,5% -228 420 -12,7%
Риностоп® 246 492 2,1% 472 330 3,8% 225 838 91,6%
Селмевит® 114 807 1,0% 89 817 0,7% -24 990 -21,8%
Термикон® 130 831 1,1% 112 414 0,9% -18 416 -14,1%
Флюкостат® 655 431 5,5% 579 145 4,6% -76 286 -11,6%
Цикловита® 25 955 0,2% 38 153 0,3% 12 198 47,0%
Цинокап® 35 119 0,3% 47 872 0,4% 12 753 36,3%
Юнивит® 2 307 0,0% 71 725 0,6% 69 418 3009,2%
Прочие(2) 426 022 3,6% 303 829 2,4% -122 194 -28,7%
Итого собственные бренды: 10 424 935 87% 10 795 444 86% 370 509 4%
ТОВАРЫ СТОРОННИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Тауфон® 736 611 6,2% 789 702 6,3% 53 090 7,2%
Лактофильтрум® 467 173 3,9% 411 883 3,3% -55 290 -11,8%
Микразим® 179 364 1,5% 316 492 2,5% 137 128 76,5%
Фильтрум-СТИ® 144 060 1,2% 193 050 1,5% 48 990 34,0%
Динолак® 0 0,0% 23 364 0,2% 23 364 0,0%
Итого ТСП: 1 527 208 13% 1 734 491 14% 207 283 14%
Итого: 11 952 143 100% 12 529 935 100% 577 792 5%
  1. Только безрецептурные формы выпуска
  2. Включает препараты Асвитол®, Аэровит®, Кларисенс®, Нитрокор®, Спазмол® и рецептурные формы выпуска препаратов Коделак® и Пенталгин®.